Аутизм: насколько важна нормализация тонуса

В основе организации последовательной работы с детьми, которые имеют расстройства аутистического спектра (РАС), по нашему глубокому убеждению, должна быть идея целостного, системного развития. Опираясь на фундаментальные методологические разработки (прежде всего, Л. Н. Веккера), мы определяем такие структурные компоненты целостной психической организации, как:

  • психомоторное,
  • социально-эмоциональное и
  • познавательное.
Относительно детей с аутизмом мы выяснили такой дефицит базовых функций и процессов (согласно этим сферам), как:
  • неравномерность тонуса,
  • отсутствие чувства безопасности и доверия,
  • сенсорная дезинтеграция.
Работа по положительному преобразованию в указанных направлениях, а именно: нормализация тонуса как основа не только психомоторного, но и всего психического развития, формирование базового чувства доверия — основы социализации ребенка и сенсорная интеграция (чувственный опыт, на котором основывается познавательная деятельность) должны стать содержанием как системного раннего вмешательства для детей с аутизмом (в идеале), так и всей дальнейшей работы с ними. В этом ряду нормализация тонуса (тонической регуляции) — фундаментальная задача в подходах к психолого-педагогическом влиянию на развитие детей с аутизмом.
Неравномерный тонус (особое напряжение, зажатость), характерный для детей с аутизмом как защита от разрушительного для них воздействия окружающей среды, поддерживает такие их особенности, как: стереотипность (и в движениях, и в работе органов чувств, и в эмоциональных проявлениях — тревожности, страхах, и в интересах), заблокированность речи,  гиперфокус внимания (жесткую избирательность в восприятии мира) а др.
Главный вывод, к которому мы приходим — пока у ребенка с аутизмом остается характерное особое напряжение, его обучение малопродуктивно. И наоборот — положительные преобразования в отношении выравнивания психофизиологического статуса — сразу открывают двери для более продуктивного взаимодействия с ним и его включенности в окружающий мир.

В коррекциооных лагерях применяем кинези и нейрокинезитерапию (А.Ковбасюк, И.Рындер, А.Гуменюк).  Но нужно помнить: за один день ничего нельзя исправить. Потому нужно набраться терпения и ПРАВИЛЬНО выполнять все упражнения. Занятия по коррекции неравномерного тонуса, которые проводятся нашими специалистами в условиях коррекционного лагеря, предусматривают тщательную проработку родителями с ребенком правильных движений — под руководством специалиста. И главное, чтобы эта кропотливая и очень важная работа не заканчивалась после того, как  ребенок возвращается домой из лагеря.

 

 

Запись опубликована в рубрике Методики коррекции аутизма, Нейрокинезитерапия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий