Программа по логопедии

ПРОГРАММА

«Система коррекционной работы с детьми с особыми потребностями   имеющими нарушение речевого развития»

                                                  Пояснительная записка

         Актуальность логопедической работы в реабилитационном центре связана с тем, что речь является основой для полноценной жизнедеятельности ребенка. Проблемы с речью у детей, как правило, являются первым и главным запросом с которым родители обращаются к специалистам в центр реабилитации, так как отсутствие речи и коммуникации делает невозможной социальную адаптацию ребенка.

    В последнее время психологи, коррекционные педагоги, работающие в социальной сфере и в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка.

          Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в дошкольных учебных заведениях и в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость, что в результате приводит к переводу детей на индивидуальное обучение  и социальной изоляции.

    Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка, в том числе и развития речи, которая является одной из высших психических функций мозга (Выготский Л.С. «Основы психического развития», «Закон становления высших психических функций»). По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры,  т.е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к дугой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.

  Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

         Известно, что основы знаний закладываются в раннем и младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития детей, начиная как можно раньше с самого раннего возраста.

     Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности дошкольных учебных заведений, общеобразовательных школ впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление — нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования.

   Данная программа представляет собой обобщение опыта по разработке, модификации и обоснованию нейропсихологического и психофизиологического подходов к подготовке детей с особыми  образовательными потребностями (в т.ч. с а утизмом)  к обучению в дошкольных учебных заведениях и в начальной  школе.

     Коррекционно-развивающая работа  начинается после тщательного обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребенка. Диагностика осуществляется группой специалистов: невропатологом, отоларингологом, психоневропатологом, ортопедом, педиатром, логопедом, дефектологом, психологом.

          После обследования делается общий вывод об уровне психического, моторного, социального и речевого развития ребенка, состояния его социальных функций, неврологического статуса.

Обнаружив отставание (нарушение) в речевом развитии (а это отставание, как правило, является следствием недоразвития одной или нескольких упомянутых выше функциональных областей), необходимо не откладывая, начать работу по развитию речи ребенка, параллельно совершенствуя все составляющие его общего развития.

Предлагаемая система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития, ОНР I – III ст., стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

  1. Название программы.

«Система коррекционной работы с детьми с особыми потребностями  имеющими нарушение речевого развития»

  1. Цель программы.

Организация и оказание социальных услуг по абилитации (служба ранней помощи), реабилитации детям имеющих нарушения речевого развития (в том числе с аутизмом) с целью подготовки их к инклюзивно-интегративному образованию в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

  1. Основные принципы построения системы коррекционных воздействий.

 1) Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.

2) Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.

3)Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

4)  При этом система предполагает общий средний тип формирования речевых навыков.

  1. Содержание системы коррекционной работы и задачи, которые      она решает.

Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.

Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

г) развитие графических навыков.

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год — 8 месяцев — работы с ребенком.

Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме.

Программа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, который вызывает логопед у ребенка.

     Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

  • Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.
  • Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.
  • Формирование элементарной фразы из 2-3-х слов, содержащих вызванный звук.
  • Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.
  • Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах.

Данная система работы достаточно эффективна и хорошо зарекомендовала себя в практическом использовании.

                              Развитие импрессивной речи

Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы.

Октябрь

  1. Имя ребенка, имена детей группы, человек, кукла, части тела.
  2. Семья.
  3. Осень, изменения, происходящие осенью.
  4. Овощи.

Ноябрь

  1. Фрукты.
  2. Одежда, обувь для осени.
  3. Игрушки.
  4. Посуда.

Декабрь

  1. Домашние животные.
  2. Домашние птицы.
  3. Дикие животные.
  4. Новогодние праздники.

Январь

  1. Зима.
  2. Зимние развлечения.
  3. Вода, ее свойства.
  4. Птицы зимой (городские) — ворона, воробей, синица.

Февраль

  1. Машина, поезд.
  2. Кораблик.
  3. Самолет.
  4. Профессии людей, которые управляют транспортом.

Март

  1. Мама.
  2. Повар, врач, воспитатель.
  3. Части суток.
  4. Дом, мебель.

Апрель

  1. Весна.
  2. Дикие животные весной.
  3. Птицы весной.

Май

  1. Деревья.
  2. Цветы.
  3. Насекомые.

                                                   Задачи на 1-й квартал

  1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.
  3. Расширить предикативный словарь.
  4. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»
  5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
  6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия.
  7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов.
  8. Соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов.
  9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

                                                Задачи на 2-й квартал

  1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать предметы по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится).
  2. Активное усвоение предикативного словаря, понимание фраз, включающих инфинитив, повелительное наклонение глагола.
  3. Понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда).
  4. Понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени.
  5. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.
  6. Понимание прилагательных длинный — короткий, прямая — кривая.
  7. Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник.
  8. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.
  9. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.

                                                Задачи на 3-й квартал

  1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день — ночь, сними — надень, завяжи — развяжи, впереди — сзади, маленький — большой.
  2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает —чистит, лежит — спит.
  3. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл — вымыла.
  4. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу — вверху, далеко — близко.
  5. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например, «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).
  6. Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл — умылся.
  7. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.

Основное средство развития импрессивной речи — называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь ребенка желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.

  1. Целевая аудитория и состав групп.

 Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми:

1) раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии, это не говорящие дети или дети с «начатками» речи;

2) дошкольного возраста с ОНР I – III ст.;

3) начального школьного возраста с ОНР I – III ст.

разной этиологии.

Система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми сначала индивидуально с логопедом (в присутствии одного из родителей), потом в паре с ребенком и в заключении наработанные знания, умения и навыки отрабатываются в коррекционно-развивающих группах от 3-х до 6-и  детей определенного возраста со схожим диагнозом , развитием и этиологией.

Система обязательно должна быть использована для работы по развитию речи и в домашних условиях —  занятия родителей со своими детьми проводятся для закрепления, автоматизации и генерализации полученных знаний, умений и навыков.

  1. Ожидаемые результаты.

 1)Выявлена причина речевого недоразвития у детей имеющих нарушения психофизического развития (в том числе с аутизмом);

2)Скоррегированны процессы, вызывающие речевой дефект;

3)Организована и внедрена совместная работа специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией;

4)Осуществлено всестороннее развитие детей с особыми потребностями, их адаптация в окружающей среде;

5)Осуществлен процесс перехода детей с особыми потребностями из реабилитационного центра в  дошкольные и общеобразовательных учреждения (преемственность);

6)Организовано и внедрено психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями в  дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

  1. Используемое оборудование. 
  • Стол и стулья ;
  • Зеркало;
  • Интерактивные игрушки, мячи и др. ;
  • Стимульный материал, развивающие игры ;
  • Ковры, маты ;
  • Балансировочные доски ;
  • Утяжелители .
  1. Финансы.

 Занятия проходят каждый месяц, 3 раза на протяжении недели.

(1занятие для одного ребенка в день = 210 грн.)

Бирюкова Анна Петровна (Логопед, коррекционный  педагог, мед.психолог, нейропсихолог)

тел. (050) 013-14-73
тел. (063) 271-48-78
4345300@gmail.com