Игровая терапия для детей с аутизмом

Ребенок с аутизмом не хочет пускать никого в свой мир. Как же достучаться до него  безболезненно? Именно для этого и существует комплекс методик по игротерапии.

Оптимальное  использование игротерапии для ребенком с аутизмом —  до 6 лет, но особенно игра важна для детей раннего и дошкольного возраста.

Одна из разновидностей игротерапии называется «SonRise» (Барри и Самария Кауфманн). Главная идея этого подхода – опора на собственную мотивацию ребенка. Основные усилия направлены на постепенное насыщение внешними стимулами жизни аутичного ребенка. Родитель присоединяется к стереотипному поведению ребенка. Если ребенок машет руками, то и взрослый машет руками, если ребенок хлопает в ладоши, то и родитель делает то же самое. Таким образом устанавливается контакт между взрослым и ребенком. Возникает безопасная среда для ребенка и взрослый может начинать вводить свои правила и сценарии. Взрослый расширяет границы поведенческого репертуара ребенка.

 Еще один метод игротерапии — «Мифне» (центр «Мифне» в Рош-Пина, Израиль). Терапия базируется на том, что дети с аутизмом способны понимать, усваивать, поддерживать взаимоотношения в том случае, когда чувствуют окружающую среду безопасной. Игровое вмешательство начинается в раннем возрасте. Ребенок и родитель обмениваются предметами, игрой. Устанавливаются доверительные отношения. Специалист стремится мобилизовать ребенка без инструкций и требований, устанавливая доверительный контакт, отвечая на проявления ребенка. У малыша постепенно появляется доверие,  уверенность и смелость для ответа.

 Метод «Floortime» (дословный перевод «время, проведенное на полу») разработал американский детский психиатр Стенли Гринспе.

Основная задача метода «Floortime» — помочь ребенку пройти через такие определенные  стадии.развития, как: интерес к миру, привязанность, двухсторонняя коммуникация, осознание себя, эмоциональные идеи, эмоциональное мышление. Терапевт не предлагает новые идеи в игре, а развивает идеи ребенка, ставит вопросы, как будто не понимая, что происходит, тем самым развивая у ребенка способности объяснять, уточнять, анализировать. Только в том случае, когда ребенок прерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи. Таким образом ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.

Еще одно направление игротерапии – групповые занятия. Очень часто дети с аутизмом не пускают в свою игру даже самых близких – родителей. На таких занятиях их учат взаимодействовать с родителями и потом уже с другими детьми. Основные задачи групповых игровых занятий:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;
  • формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
  • развитие произвольной регуляции поведения;
  • развитие зрительного и слухового внимания.

На занятиях используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, динамические игры, где под музыку дети  бегают или танцуют в паре.

Сюжетно-ролевые игры. На таких занятиях дети учатся видеть, слышать, чувствовать друг друга, понимают необходимость учитывать другого человека, ждать своей очереди.

Игровые занятия – это естественная деятельность ребенка по знакомству с окружающим миром и правилами взаимодействия с другими людьми. Это направление социальной адаптации, которое столь необходимо для детей с аутизмом и может быть развито с помощью последовательной и целенаправленной работы в режиме игротерапии.

Запись опубликована в рубрике Игровая терапия, Методики коррекции аутизма. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий