Проект «Инклюзия ребенка с аутизмом»

В 2013-2014 учебном году Инклюзивный ресурсный центр ОО «Маленький принц» при поддержке Фонда содействия демократии Посольства США в Украине осуществлял проектную деятельность под названием «Образование аутистов: от мифа к реальности». Нашей задачей было разобраться в наличной ситуации относительно возможных путей обучения детей с аутизмом в учреждениях системы образования.

Проектом были охвачены 4 учебных заведения: три из них киевских (школа с инклюзивными классами, специальная школа, инклюзивное дошкольное заведение), а также дошкольное учебное заведение компенсирующего типа г.Макеевка. Выбор учебных заведений был обусловлен такими обстоятельствами: во-первых, подшефными заведениями стали те, которые были заинтересованы в нашей помощи, а во-вторых, мы сознательно выбрали заведения разного типа, потому что, судя по предварительным нашим исследованиям, прекрасно знали, что педагоги по сути беспомощны в ситуации с аутичными детьми и в массовых, и в специальных, и в (так называемых) инклюзивных школах/садиках.

Так как нашей главной задачей было организовать и внедрить грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом в школах и садиках, мы главный акцент сделали на работе с педагогическим коллективом. Это были лекции-семинары, тренинги, мастер-классы, консультации, супервизии. По большому счету – последовательное и целенаправленное курирование групп сопровождения.

Нам необходимо было наладить внутреннюю коммуникацию между всеми участниками таких групп: между педагогами, с одной стороны, и между педагогами и родителями, с другой. Только продуманность и согласованность во всех вопросах, касающихся ребенка, может обусловить успех процесса его развития и обучения. Поэтому любой группе сопровождения нужен хороший координатор («душа группы»), который как бы собою объединяет всех, готовит встречи, чтоб они проходили конструктивно. Для этого необходимо давать всем предварительные задания, анализировать их выполнение, держать «главный нерв» процесса сопровождения, мониторить динамику развития ребенка и, по необходимости, своевременно корригировать действия участников группы.

Для успешной работы группы сопровождения важно было научить специалистов и родителей составлять индивидуальную программу развития ребенка, уметь определять и формулировать актуальные для него цели, продумывать роль каждого по их согласованному выполнению. Кроме работы над целями, вторым объединяющим началом в деятельности группы сопровождения стало использование всеми специалистами на занятиях с ребенком одной и той же лексической темы или содержательных элементов уроков. При этом, более ценным стало не закрепление разными специалистами и родителями темы, которую раскрывает на занятии (уроке) воспитатель (учитель), а предварительная подготовка ребенка к ней.

Учитывая особенности детей с аутизмом в восприятии окружающего мира, чрезвычайно важным заданием было развить у всех участников группы сопровождения умение создавать самые благоприятные для обучения таких детей условия, воплощая принцип структурированности и методы визуальной поддержки.

Следующим важным направлением нашей деятельности как модераторов процесса сопровождения было налаживание системы коррекционно-развивающих занятий, соразмерных по интенсивности и значимости учебному процессу. Для этой цели мы определили алгоритм деятельности каждого специалиста и родителей. Это важно потому, что, по нашей оценке наличной ситуации, то, что предлагают детям с аутизмом психологи, коррекционные педагоги, логопеды, инструкторы по физкультуре и др., не  соответствует их образовательным потребностям. И только тогда начинается осмысленная и последовательная деятельность по развития и обучению ребенка, когда эти специалисты и родители начинают понимать, что перед тем, как развивать определенные умения и навыки, надо создать предпосылки для всех этих процессов.

Все дети, которых сопровождали в учебных заведениях наши междисциплинарные группы сопровождения, показали значительный прогресс. Изменились специалисты и родители, овладев технологиями психолого-педагогического сопровождения и командного взаимодействия.

 

Добавить комментарий